1. Выступление Председателя профкома Нестеровой Е.Н.
Международная конференция «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений»
1 ноября 2011 года
Общероссийский Профсоюз образования,
Интернационал образования,
Московский городской психолого-педагогический университет
провели в Москве Международную конференцию
«Насилие в образовательной среде.
Причины, тенденции обострения, поиск решений».
Участниками конференции являлись представители
- Европейского комитета Интернационала образования,
- Общероссийского Профсоюза образования,
- Британского Совета в Москве,
- эксперты по вопросам организации труда и психологической подготовки учителей из Англии, Финляндии и Швеции,
- делегации профсоюзов образования из Болгарии, Латвии, Польши, Азербайджана, Белоруссии и Украины,
- представители Ассоциации лучших школ России,
- победители Всероссийских профессиональных конкурсов педагогического мастерства, представители педагогической, родительской и ученической общественности,
- психологи, специалисты по правам человека,
- СМИ и др.
Цель конференции: обозначить причины возникновения и распространения насилия в образовательной среде, прежде всего по отношению к учителям, и наметить пути выхода из сложившейся ситуации.
Открыла конференцию Председатель Общероссийского профсоюза образования Меркулова Г.И.. В своем выступлении Галина Ивановна охарактеризовала проблему насилия в отношении педагогов, которую надо решать как на уровне отдельных коллективов, так и на государственном уровне. Профсоюз также ответственен за благополучие учителей. Профсоюз- это педагоги, объединенные в первичные организации. От профсоюза в школе во многом зависит микроклимат в коллективе. Для учителя в первую очередь страшно моральное, психологическое подавление его как профессионала, как личности. Эта конференция проводится потому, что вирус насилия, если на него не обращать внимания, может привести к настоящей эпидемии. На центральных каналах проходят передачи, посвященные этой проблеме. Во СМИ дают лишь такие факты, которые приобретают характер скандальности. Обывателю разобраться кто прав, кто виноват просто невозможно. В профсоюзе пришли к мнению, что необходимо совместно, всем педагогическим сообществом разобраться в причинах распространения агрессии и совместно искать пути выхода из нее, так возникла идея провести международную конференцию, посвященную вопросам распространения насилия в образовательной среде.
На пленарном заседании выступили:
1. Мартин Ромер- Европейский директор Интернационала образования. В своем выступлении он отметил:
- Борьба с насилием в обществе является борьбой с насилием в школе. Должна быть разработана юридическая база. Родители, администрация учреждения, ученики должны выработать общий проект по предотвращению грубости и насилия в образовательной среде
2. Бунимович Е.А.- заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, уполномоченный по правам ребенка г. Москвы.
- Главный вопрос в педагогике - каковы взаимоотношения детей в семье, в школе, с друзьями? От этого и зависит воспитание ребенка и его становление как личности. Если в семье нет доброжелательных отношений, ребенок весь негатив может выплеснуть в школе. И чем сложнее отношения в семье, тем больше агрессии.
3. Положевец П.Г.- главный редактор « Учительской газеты»
- СМИ формирует поведение детей. Что видят наши дети на экранах? Страх, секс, насилие, сенсации, культ сильной личности
4. Гарифзянов А.Р.- учитель химии, абсолютный победитель конкурса « Учитель года России- 2010».
- Что же случилось с нашим обществом, в котором испокон веков с уважением относились к учителю? Педагоги не умеют отстаивать свои права, не имеют элементарных правовых знаний. Статус ученика: у него нет ответственности, его обязанности очень размазаны, а в новом Законе их нет вообще.
5. Стивен Смит – эксперт Ассоциации учителей Великобритании
- Профсоюзы в первую очередь должны защищать учителей. В Великобритании действует Закон об оценке поведения учащихся. Он включает все формы недисциплинированного поведения учащихся и их наказания . Категорически запрещено учащимся пользоваться во время образовательного процесса мобильными телефонами . Отработан механизм информирования в правоохранительные органы о нарушениях со стороны учащихся.
6. Нина Лахтинен – эксперт Профсоюза учителей Финляндии.
- Приведу один из примеров о наказании учащегося, который записал на телефон учителя во время занятия и данную запись выложил в интернет. За данное нарушение пятнадцатилетний ученик отправлен в тюрьму на 15 дней и оштрафован на 2800 евро. Поданная родителями аппеляция была не удовлетворена, и за ее рассмотрение родителями было заплачено еще 2000 евро. По нашему законодательству пересылка писем, оскорбляющих достоинство учителя считается хулиганством ; нельзя учителю давать свой сотовый телефон учащимся и родителям. Есть правило пользования телефонами, так как в свободное время преподаватели не должны заниматься рабочими вопросами, а лишь в пределах своего рабочего времени.
7. Асмолов А.Г.- директор ФИРО, академик РАО, член президиума РАО, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.
- Сегодняшнее общество- это общество риска. Причины насилия в образовательной среде: разобщенность педагогов в учительском коллективе, учитель потряс в бумажной работе, отсутствие психологической службы для поддержки учителя, ненормированный рабочий день учителя, бездуховность и безнравственность родителей. Программа курсовой подготовки педагогов не в полной мере охватывает проблему взаимоотношений : учитель- учений, учитель- родитель, учитель- администратор .
Дискуссионная работа конференции проводилась по следующим секциям:
- Психолого-педагогическая подготовка как фактор защиты учителя;
- Правовые механизмы противодействия насилию в образовательной;
- Пути и способы предупреждения насилия в образовательной среде;
- Роль СМИ в предупреждении насилия в образовательной;
- Роль учащихся в формировании толерантной среды в школе
После обсуждения данных проблем были подведены итоги. Внесены предложения в адрес Правительства РФ и Государственной Думы для внесения изменений в правовую базу:
- Создать кодекс профессиональной этики учителя .
- Внести в Закон « Об образовании» о создании комиссии по урегулированию споров между школой и учащимися, школой и родителями. Дать равные права и обязанности всем участникам образовательного процесса.
- В СМИ повысить статус учителя .
- Создать единый орган, ведающий вопросами насилия в образовательном учреждении.
- В институтах внести в программу обучения педагогов вопрос о борьбе с насилием в школах и методах их решения.
- Добавить в Закон « Об образовании» ст.49 понятие « малокомплектные школы».
- Добавить в Закон « Об образовании» ст.44 « обязанность родителей заниматься воспитанием своего ребенка» и « уважительно относиться к учителю».
- Убрать п.3 ст.46 Закона « Об образовании» - « При этом обучающийся, родители (законные представители несовершеннолетнего обучающегося) вправе потребовать также полного возмещения убытков и морального вреда, причиненных некачественным образованием».
- Не сокращать в школах ставки педагога- психолога.
В заключительном слово Меркулова Г.И. отметила, что конференция стала первым шагом в решении данной проблемы. Работу по этому направлению нужно продолжать, опираясь на поддержку всего педагогического сообщества на региональном и федеральном уровнях.
2. Выступление педагога-психолога Широковой И.К.
Угрозы психологической безопасности образовательной среды
- 1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия
Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Следствие – получение ребенком психологической травмы
2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения
Следствие:
ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу
3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды
Следствие:
эмоциональный дискомфорт;
нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;
неуважительное отношение к себе;
потеря личного достоинства;
нежелание обращаться за помощью,
игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых;
невнимательность к просьбам и предложениям.
4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении
Следствие:
неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза психическому здоровью
5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения
Следствие:
профессиональная деформация; угроза психическому здоровью
Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Характеристики психологической безопасности образовательной среды:
- отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
- удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
- укрепление психического здоровья;
- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
3. Выступление зам.директора по Вр Кварталовой Т.Ф.
Толерантность
Актуально в многонациональной школе.
4. Выступление системного администратора школы Епифанова Н.А.
Всероссийская научно-практическая конференция "Психологические проблемы безопасности в образовании"
- ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
2. ГОУ высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Место и дата проведения: 16 - 17 ноября 2011 года, Москва, Сретенка, 29, МГППУ.
Цель конференции – обмен опытом в области научных, методических и практических разработок в области психологических аспектов обеспечения безопасности образовательной среды. Транслирование опыта создания психологической безопасности в системе образования. Повышение психологической компетентности специалистов в области культуры безопасности и ресурсов психологической безопасности субъектов образования.
Председатель организационного комитета конференции: И.А.Баева – заместитель директора, научный руководитель Института экстремальной психологии, доктор психологических наук, профессор, чл.-корр. РАО