i00527.jpg

Спросить директора

>

1. Выступление Председателя профкома Нестеровой Е.Н.

Международная конференция «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений»

 

1 ноября 2011 года

Общероссийский Профсоюз образования,

Интернационал образования,

Московский городской психолого-педагогический университет

провели в Москве Международную конференцию

«Насилие в образовательной среде.

Причины, тенденции обострения, поиск решений».

Участниками конференции являлись представители

  1. Европейского комитета Интернационала образования,
  2. Общероссийского Профсоюза образования,
  3. Британского Совета в Москве,
  4. эксперты по вопросам организации труда и психологической подготовки учителей из Англии, Финляндии и Швеции,
  5. делегации профсоюзов образования из Болгарии, Латвии, Польши, Азербайджана, Белоруссии и Украины,
  6. представители Ассоциации лучших школ России,
  7. победители Всероссийских профессиональных конкурсов педагогического мастерства, представители педагогической, родительской и ученической общественности,
  8. психологи, специалисты по правам человека,
  9. СМИ и др.

Цель конференции: обозначить причины возникновения и распространения насилия в образовательной среде, прежде всего по отношению к учителям, и наметить пути выхода из сложившейся ситуации.

 

Открыла конференцию Председатель Общероссийского профсоюза образования Меркулова Г.И.. В своем выступлении Галина Ивановна охарактеризовала проблему насилия в отношении педагогов, которую надо решать как на уровне отдельных коллективов, так и на государственном уровне. Профсоюз также ответственен за благополучие учителей. Профсоюз- это педагоги, объединенные в первичные организации. От профсоюза в школе во многом зависит микроклимат в коллективе. Для учителя в первую очередь страшно моральное, психологическое подавление его как профессионала, как личности. Эта конференция проводится потому, что вирус насилия, если на него не обращать внимания, может привести к настоящей эпидемии. На центральных каналах проходят передачи, посвященные этой проблеме. Во СМИ дают лишь такие факты, которые приобретают характер скандальности. Обывателю разобраться кто прав, кто виноват просто невозможно. В профсоюзе пришли к мнению, что необходимо совместно, всем педагогическим сообществом разобраться в причинах распространения агрессии и совместно искать пути выхода из нее, так возникла идея провести международную конференцию, посвященную вопросам распространения насилия в образовательной среде.

 

На пленарном заседании выступили:

1. Мартин Ромер- Европейский директор Интернационала образования. В своем выступлении он отметил:

- Борьба с насилием в обществе является борьбой с насилием в школе. Должна быть разработана юридическая база. Родители, администрация учреждения, ученики должны выработать общий проект по предотвращению грубости и насилия в образовательной среде

2. Бунимович Е.А.- заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, уполномоченный по правам ребенка г. Москвы.

- Главный вопрос в педагогике - каковы взаимоотношения детей в семье, в школе, с друзьями? От этого и зависит воспитание ребенка и его становление как личности. Если в семье нет доброжелательных отношений, ребенок весь негатив может выплеснуть в школе. И чем сложнее отношения в семье, тем больше агрессии.

3. Положевец П.Г.- главный редактор « Учительской газеты»

- СМИ формирует поведение детей. Что видят наши дети на экранах? Страх, секс, насилие, сенсации, культ сильной личности

4. Гарифзянов А.Р.- учитель химии, абсолютный победитель конкурса « Учитель года России- 2010».

- Что же случилось с нашим обществом, в котором испокон веков с уважением относились к учителю? Педагоги не умеют отстаивать свои права, не имеют элементарных правовых знаний. Статус ученика: у него нет ответственности, его обязанности очень размазаны, а в новом Законе их нет вообще.

5. Стивен Смит – эксперт Ассоциации учителей Великобритании

- Профсоюзы в первую очередь должны защищать учителей. В Великобритании действует Закон об оценке поведения учащихся. Он включает все формы недисциплинированного поведения учащихся и их наказания . Категорически запрещено учащимся пользоваться во время образовательного процесса мобильными телефонами . Отработан механизм информирования в правоохранительные органы о нарушениях со стороны учащихся.

6. Нина Лахтинен – эксперт Профсоюза учителей Финляндии.

- Приведу один из примеров о наказании учащегося, который записал на телефон учителя во время занятия и данную запись выложил в интернет. За данное нарушение пятнадцатилетний ученик отправлен в тюрьму на 15 дней и оштрафован на 2800 евро. Поданная родителями аппеляция была не удовлетворена, и за ее рассмотрение родителями было заплачено еще 2000 евро. По нашему законодательству пересылка писем, оскорбляющих достоинство учителя считается хулиганством ; нельзя учителю давать свой сотовый телефон учащимся и родителям. Есть правило пользования телефонами, так как в свободное время преподаватели не должны заниматься рабочими вопросами, а лишь в пределах своего рабочего времени.

7. Асмолов А.Г.- директор ФИРО, академик РАО, член президиума РАО, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.

- Сегодняшнее общество- это общество риска. Причины насилия в образовательной среде: разобщенность педагогов в учительском коллективе, учитель потряс в бумажной работе, отсутствие психологической службы для поддержки учителя, ненормированный рабочий день учителя, бездуховность и безнравственность родителей. Программа курсовой подготовки педагогов не в полной мере охватывает проблему взаимоотношений : учитель- учений, учитель- родитель, учитель- администратор .

 

Дискуссионная работа конференции проводилась по следующим секциям:

- Психолого-педагогическая подготовка как фактор защиты учителя;

- Правовые механизмы противодействия насилию в образовательной;

- Пути и способы предупреждения насилия в образовательной среде;

- Роль СМИ в предупреждении насилия в образовательной;

- Роль учащихся в формировании толерантной среды в школе

 

После обсуждения данных проблем были подведены итоги. Внесены предложения в адрес Правительства РФ и Государственной Думы для внесения изменений в правовую базу:

  1. Создать кодекс профессиональной этики учителя .
  2. Внести в Закон « Об образовании» о создании комиссии по урегулированию споров между школой и учащимися, школой и родителями. Дать равные права и обязанности всем участникам образовательного процесса.
  3. В СМИ повысить статус учителя .
  4. Создать единый орган, ведающий вопросами насилия в образовательном учреждении.
  5. В институтах внести в программу обучения педагогов вопрос о борьбе с насилием в школах и методах их решения.
  6. Добавить в Закон « Об образовании» ст.49 понятие « малокомплектные школы».
  7. Добавить в Закон « Об образовании» ст.44 « обязанность родителей заниматься воспитанием своего ребенка» и « уважительно относиться к учителю».
  8. Убрать п.3 ст.46 Закона « Об образовании» - « При этом обучающийся, родители (законные представители несовершеннолетнего обучающегося) вправе потребовать также полного возмещения убытков и морального вреда, причиненных некачественным образованием».
  9. Не сокращать в школах ставки педагога- психолога.

 

В заключительном слово Меркулова Г.И. отметила, что конференция стала первым шагом в решении данной проблемы. Работу по этому направлению нужно продолжать, опираясь на поддержку всего педагогического сообщества на региональном и федеральном уровнях.

 

 

 

2. Выступление педагога-психолога Широковой И.К.

 

Угрозы психологической безопасности образовательной среды

  1. 1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия

Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

Следствие – получение ребенком психологической травмы

2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения

Следствие:

ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу

3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды

Следствие:

эмоциональный дискомфорт;

нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;

неуважительное отношение к себе;

потеря личного достоинства;

нежелание обращаться за помощью,

игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых;

невнимательность к просьбам и предложениям.

4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении

Следствие:

неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза психическому здоровью

5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения

Следствие:

профессиональная деформация; угроза психическому здоровью

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Характеристики психологической безопасности образовательной среды:

  • отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
  • удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
  • укрепление психического здоровья;
  • предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
  • организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

 

3. Выступление зам.директора по Вр Кварталовой Т.Ф.

Толерантность

Актуально в многонациональной школе.

 

 

4. Выступление системного администратора школы Епифанова Н.А.

 

Всероссийская научно-практическая конференция "Психологические проблемы безопасности в образовании"

  1. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
    2. ГОУ высшего профессионального образования
    МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Место и дата проведения: 16 - 17 ноября 2011 года, Москва, Сретенка, 29, МГППУ.
    Цель конференции – обмен опытом в области научных, методических и практических разработок в области психологических аспектов обеспечения безопасности образовательной среды. Транслирование опыта создания психологической безопасности в системе образования. Повышение психологической компетентности специалистов в области культуры безопасности и ресурсов психологической безопасности субъектов образования.

    Председатель организационного комитета конференции: И.А.Баева – заместитель директора, научный руководитель Института экстремальной психологии, доктор психологических наук, профессор, чл.-корр. РАО

Презентация