С чего начинается школа?!?
И вы не ошибетесь, если скажете, что любая школа начинается с директора! Именно директор подобен режиссёру, который создает спектакль, хотя сам не всегда появляется на сцене. Его роль всегда более творческая, чем административная. Его уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы!
Сатаева Ирина Геннадьевна… Это имя известно многим людям нашего района. И связано оно с МБОУ "Новинская школа"!
5 лет руководства школой остались позади… Это уже много или ещё совсем мало для жизни директора школы?!? Наверное, для любого человека это не просто период в жизни, а огромный путь, полный взлетов и падений, радостей и горестей, побед и неудач…. Но что значат для руководителя школы эти годы?!? Это - постоянная и целенаправленная работа по воспитанию детей, самосовершенствованию и формированию единого образовательного пространства. Без лишнего преувеличения можно сказать, что школа для нашего директора – это её жизнь, призвание и радость. С момента руководства Ирина Геннадьевна проявила свое мастерство и лучшие качества администратора, что позволило педагогическому коллективу вырасти в дружную и сплоченную команду, способную решать любые вопросы обучения и воспитания школьников.
Первый осенний месяц каждого календарного года всегда весьма жаркий для нашей живущей по своим обычным правилам школы. Подготовка к учебному году, День знаний, тарификация, журналы, учебный процесс школьников и педагогов и многое другое. Казалось бы, такая повседневная, рутинная работа должна стать привычной, обыденной, но только не для руководителя с горячим неравнодушным сердцем, у которого особый взгляд, своя принципиальная оценка происходящему в её родном «королевстве».
Каждое утро Ирины Геннадьевны начинается со школьного порога. Она обязательно встречает всех ребят, идущих в школу. Кого-то похвалить, кого-то пожурить, а кому-то подсказать. А затем с головой погружается в ворох различных управленческих вопросов, многие из которых требуют незамедлительного решения. И так уже 5 лет. Жизнь движется по одному и тому же кругу, но в нем есть свой смысл. Прекрасные организаторские способности, знание психологии людей помогают ей увлечь педагогический коллектив общим делом. Она не боится внедрять новое в учебно-воспитательный процесс, поэтому учебное заведение успешно осваивает новые педагогические технологии. При этом старается, чтобы лучшие традиции школы обязательно сохранялись.
Благодаря целенаправленной работе по развитию педагогического творчества, наши коллеги почти ежегодно становятся обладателями грантов президента и губернатора, лауреатами и победителями многих муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов. А школа в 2012 году стала победителем приоритетного национального проекта "Образование".
Обаяние естественности, живости, простоты – её отличительные особенности. Её коммуникабельность, умение общаться, дружелюбие вызывают искреннее уважение у тех, с кем ей пришлось работать. Она обладает каким-то неугасающим моральным импульсом, удивительным чувством нового, умеет видеть это новое во множестве разных ситуаций и всегда готова помочь молодым. У нее свои общественно-политические взгляды, которые реализуются на этой работе, благодаря ее энтузиазму и неутомимой работоспособности.
Так сложилось, что первая моя встреча с этой хрупкой, большеглазой, обаятельной женщиной – учителем английского языка по образованию состоялась тогда, когда она сама была ещё школьницей. Так случилось, что мы учились в одной, Доскинской, школе, в одном классе.
Бог мой! Кто же мог предвидеть, предугадать, что в этой обычной, на первый взгляд, девочке есть стержень, стремление знать и уметь больше, учиться и учить новому, творчески подходить к своим обязанностям. Хотя в школе она училась только на отлично. Была председателем Совета дружины. Потом работала в школьном комитете комсомола. Но такой путь прошли многие. А вот эта девочка умела совмещать и отличную учёбу, и большую общественную работу с занятие горнолыжным спортом. Больших успехов достигла и на этом поприще. Когда она всё успевала?!
Ещё в школе определилась она с будущей профессией: в первую очередь всего быть учителем. Во вторую очередь - учителем английского языка. Примеров для подражания было много: классный руководитель Солдатов Геннадий Николаевич, учитель русского языка и литературы Карпова Мария Николаевна, учитель английского языка Папилова Маргарита Викторовна, учитель английского языка, директор школы, Офицерова Альбина Николаевна и многие другие. А поддержала выбор дочери мама, Василькина Анна Александровна.
И вот уже Василькина Ирина студентка престижного во все времена института иностранных языков имени Н.А.Добролюбова. А закончив его с отличием, пришла работать в 1988 году в родную школу.
Как в молодой учительнице разглядели хорошего руководителя, остается только догадываться. Но вот уже Ирина Геннадьевна - завуч Доскинской школы. А с 1995 года завуч родной Новинской школы.
Завуч школы – это главный технолог в организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому, на мой взгляд, прежде чем стать директором школы, необходимо набраться бесценного опыта, столь важного в дальнейшей карьере руководителя.
В 2010 году Ирина Геннадьевна стала директором МБОУ «Новинская школа».
Вообще, чтобы стать настоящим педагогом, директором учебного заведения, наверное, нужно им родиться. И уж абсолютно точно – необходима высокая внутренняя мотивация. У Ирины Геннадьевны есть свой неповторимый стиль жизни, методы руководства, но самое главное: понимание истинной сути поставленной цели, понимание своих возможностей и сопутствующих обстоятельств, силы воли и знаний, чтобы реализовать главные стратегические задачи в образовании. «Разве можно знать абсолютно всё!?» - спросите вы. Конечно, нет! Но профессионал, человек думающий, знает, чего он не знает и где об этом – ему неизвестном – можно прочитать, у кого поучиться, спросить совета. Ирине Геннадьевне не скучно и не лень узнавать всё новое и новое. Именно поэтому решилась она в 2014 году на участие во всероссийском конкурсе "Директор года" и вышла в финал этого престижного конкурса руководителей учебных заведений. Ирина Геннадьевна предлагает вместе учиться. Сама поступила в Высшую школу экономики, не устаёт предлагать учителям учиться, школьникам участвовать в проектной и исследовательской деятельности, получая бесценный опыт. Порой не легко объяснить важность этого каждому педагогу, но она не боится брать на себя ответственность и умение убеждать и доказывать необходимость участия в такого рода деятельности, взывая к энтузиазму и вдохновению учителей. Особенностью наше школы можно назвать большое количество молодых перспективных учителей. Ирина Геннадьевна верит молодым. Ведь это они будут продолжать учить его "величество народ".
Если ты грамотный руководитель, и тем более директор сельского образовательного учреждения, когда в одном человеке гармонично сочетаются разные профессии: учитель, методист, наставник, психолог, менеджер, экономист, хозяйственник – заслуживает большого уважения. Именно таким руководителем стремится быть Сатаева Ирина Геннадьевна. У неё есть права и обязанности, молодой задор и энергия, умение видеть талантливых молодых педагогов, почитать опыт тех, кто не раз доказывал свою профессиональную состоятельность, а значит есть умение думать о педагогах, о реальных обстоятельствах их уровня жизни, об улучшении условий их педагогической деятельности, тогда, вне всякого сомнения, отдача не замедлит сказаться.
Ирине Геннадьевне не всё равно, чему учить и как учить, ведь на сегодня развивающая система школьного образования предполагает превращение школы в некую экспериментальную площадку, на которой должны проектироваться, разрабатываться, создаваться качественно новые формы всех уровней образования, конструироваться новые типы содержания образования. Такой подход позволит достичь новой конечной цели обучения и воспитания – развития в стенах школы личности, способной затем развивать общество. Понимая это, она старается не сидеть без дела, что-то проектировать, созидать, изучать информационно-правовую базу, вносить коррективы в создание грамотных рабочих программ, знакомиться с новыми методиками и нанотехнологиями, одним словом – делать столько, сколько возможно в её силах.
Очень точно и метко об учителе сказал известный писатель Симон Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Эти слова как нельзя лучше характеризуют директора нашей школы.
В этой женщине столько красоты, стати, силы и даже удали, что хочется сказать:
Вы – легкая, но с грузом всей Вселенной.
Вы – хрупкая, но крепче нет оси.
Вы – вечная, как чудное мгновенье
Из пушкинско-натальевской Руси!
Мы, Ваши коллеги, желаем, чтобы Ваше Имя долго оставалось в благодарной памяти коллег, как с большим уважением и признательностью Вы относитесь к своим учителям: Пальгуевой Н.А., Карповой М.Н., Офицеровой А.Н., Сочневой В.А., Папиловой М.В., Горшковой Г.В. и многим другим, поверившим когда-то в Вас, в Ваш профессионализм, в Вашу ответственность.
Впереди годы, богатые на добрые дела и события. Мы пожелаем Вам, Ирина Геннадьевна, в Ваш юбилей успехов, здоровья и удачи. Пусть свершится всё, задуманное Вами.
Маякова Елена Викторовна