i00524.jpg

Спросить директора

>

 

 

 

Общая информация

Модуль

Основы мировых религиозных культур

«УМК»

Программа курса "Основы религиозных культур и светской этики" «Просвещение», 2012

Учебное пособие

-Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.
Основы мировых религиозных культур, «Просвещение», 2012 г

Тема урока

Священные сооружения

Тип урока

Комбинированный

Цель, задачи

Цель: формирование понятия «священные сооружения» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий

Задачи:

- Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.

-Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

-Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

-Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Необходимое оборудование

ПК, мультимедиа, раздаточный материал, изображения священных сооружений

Дидактическое обеспечение

ПК, проектор, экран, тексты, мультимедийная презентация, схемы, таблицы, раздаточный материал

 

 

Планируемые результаты урока

Личностные

Развитие коммуникативных способностей обучающихся, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения

Предметные

Формирование представлений об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть

Метапредметные

(Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Планирование учебного сотрудничества

Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Вводный контроль, взаимоконтроль, самоконтроль, взаимооценка.

Самопроверка: заполнение таблицы «Священные сооружения религий мира»

 

План урока с хронометражем

1.Мотивация к учебной деятельности.

Постановка учебной задачи

5 минут

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

5 минут

3.Выявление места и причины затруднения

5 минут

4.Построение проекта выхода из затруднения.

5 минут

5.Реализация построенного проекта

8 минут

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

3 минуты

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 минут

8. Включение в систему знаний и повторение

4 минут

9.Рефлексия учебной деятельности.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

5 минут

 

 

 

План проведения урока с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приёмы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУУ

( с указанием конкретных действий)

1.Мотивация к учебной деятельности.

Постановка учебной задачи

Звучит классическая музыка на фоне видеоряда священных сооружений с целью эмоционального погружения в тему.

Метод фокального объекта. Дежурное слово: храм

Учитель читает стихотворение:

 

Андрей Блох
ЦЕРКОВНЫЙ СУМРАК

Церковный сумрак. Мирная прохлада,

Немой алтарь.

Дрожащий свет негаснущей лампады

Теперь, как встарь.

Здесь шума нет, и сердце бьется глуше и не болит.

Старинный храм, — защита от бессилья,

Приют для битв,

Где ангел Божий смертным дарит крылья

Для их молитв.

 

Учитель организует

беседу с учащимися по вопросам.

Учитель:
1) Для чего люди начали создавать священные сооружения?

2)Могли ли они обойтись без них?

 

 

 

 

Фронтальная форма работы.

Обучающиеся используют кубик с вопросами:

1.Как можно применить?

2.Как можно применить по- новому?

3.С чем можно соединить?

4.С чем можно сравнить по внешнему виду?

5.С чем можно сравнить по размеру?

6.Как можно использовать?

Выбрав вопрос на кубике, отвечают о дежурном слове ХРАМ.

Обучающиеся демонстрируют личный познавательный и житейский опыт по данной теме, высказывают различные суждения относительно своих интересов к изучаемому предмету

 

Коммуникативные:

умение слушать и слышать

Личностные:

формирование учебной мотивации

 

 

Познавательные:

умение построения логической цепи рассуждений: сравнения, обобщения.

 

 

 

 

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Вводный контроль.

Репродуктивный метод.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Учитель:

-Какие сооружения вы нашли?

-Какие особенности смогли отметить?

-Священные сооружения каких религий вам известны?

Создание затруднения в индивидуальной деятельности обучающихся. Метод подводящего к теме диалога.

Учитель:

-Какие ещё религии народов мира вам известны?

-Как вы думаете, существуют ли у них священные сооружения?

-Кто из вас знает что-нибудь о священных сооружениях ислама и буддизма?

 

 

Фронтальная форма работы.

Обучающиеся демонстрируют личный познавательный и жизненный опыт по данной теме, высказывают различные суждения относительно своих интересов к изучаемому предмету.

 

 

 

 

 

Формулируют и интерпретируют информацию

 

Регулятивные:

формирование внутреннего плана действий

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

умение построения логической цепи размышления

3.Выявление места и причины затруднения

Объяснительно-иллюстративный метод.

Работа с иллюстративным материалом священных сооружений ислама и буддизма.

Частично-поисковый метод.

Учитель:

-Соберём мозаику и определим к какой религиозной культуре относится данное сооружение.

-Приготовьте сообщение по вопросам:

-Какие из них вы можете назвать?

-В чём особенности каждого из сооружений?

-Похожи ли они на священные сооружения православной и иудейской культуры?

-Как вы думаете, почему?

 

Фронтальная форма работы.

 

Работа в группах с источниками информации.

Обучающиеся из деталей собирают мозаику. Затем определяют, к какой религиозной культуре относится данное сооружение и готовят сообщение по предложенным вопросам.

Устанавливают связь между объектами, сравнивают, противопоставляют информацию, анализируют.

 

 

 

 

 

Познавательные:

умение составления модели и преобразование её в случае необходимости.

Коммуникативные:

умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Частично-поисковый метод

Учитель формулирует учебное задание, ставит цель, организует обсуждение, сопоставляет мнение и результаты деятельности обучающихся, создаёт

необходимую образовательную среду.

 

Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся

Работа в парах.

Осознают ситуацию, ставят цель деятельности по отношению к познанию объектов, анализируют границы своих возможностей адекватной действовать в ситуации образовательной напряжённости.

Маркировка текста.

Выделяют факты, интересные события. Устанавливают последовательные и причинные связи через постановку вопросов

Коммуникативные:

умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение вступать в диалог.

Регулятивные: умение отслеживать действия партнёров.

Познавательные:

умение построения логической цепи размышления, умения создавать устные и письменные высказывания.

5.Реализация построенного проекта

Частично-поисковый метод

 

Учитель формулирует учебное задание:

-проведём игру «Вопрос к ответу» по содержанию статьи из пособия для учащихся к готовым ответам

Работа в группах

 

Игра «Вопрос к ответу»

Подготовка вопросов по содержанию статьи из пособия для учащихся к готовым ответам.

Обучающиеся демонстрируют свои результаты, участвуют в обсуждении, переопределяют собственную образовательную продукцию с точки зрения её места в общем результате

Коммуникативные:

умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Познавательные:

умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную.

Регулятивные:

умение отслеживать действия партнёров.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Частично-поисковый метод.

Учитель формулирует учебное задание:

-разделите слова на две группы, объясните принцип деления

Работа в парах.

Задание: разделить слова на две группы, объяснить принцип деления.

Устанавливают связь между объектами, сравнивают, противопоставляют информацию, анализируют.

Познавательные:

формирование умений анализа, синтеза, сравнения, умений вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение вступать в диалог

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Репродуктивный метод.

Учитель формулирует учебное задание:

- Заполните таблицу «Священные сооружения религий мира»

Самостоятельная работа обучающихся по заполнению таблицы «Священные сооружения религий мира»

Находят практическое применение

информации

Познавательные:

умение структурирования информации в нужной форме.

 

8. Включение в систему знаний и повторение

Частично - поисковый метод.

Учитель организует обсуждение, сопоставляет мнение и результаты деятельности обучающихся, создаёт необходимую образовательную среду.

Учитель:

-Выберите из набора заданий и выполните только то, которое содержит новые понятия.

 

Работа в группах.

Обучающиеся выбирают из набора заданий и выполняют только то, которое содержит новые понятия.

 

Сравнивают, противопоставляют информацию, обобщают.

Познавательные:

формирование умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умений вести поиск и выделять необходимую информацию.

Регулятивные:

умение отслеживать действия партнёров.

 

9.Рефлексия учебной деятельности.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Создаёт ситуацию успеха

 

Организует индивидуальную и коллективную рефлексию деятельности, фиксирует достигнутые результаты, оценивает их. Даёт методологическую характеристику деятельности, как отдельных учеников, так и всего класса. Подготовка обучающихся к беседе с членами семьи и друзьями.

Учитель:

-Заполните таблицу:

Знал (а)

Узнал (а)

-Что вы расскажите семье об уроке?

Дифференцированное домашнее задание по степени творчества

-Составить план экскурсии по священному сооружению.

-Составить кроссворд по статье учебника.

-Составить викторину по статье учебника.

 

Составление синквейна к слову храм

 

 

 

 

Рефлексируют собственные действия в таблице:

знал, узнал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

умение построения логической цепи размышлений.

 

 

Регулятивные:

формирование умения рефлексирования.

Личностные: формирование адекватной самооценки.

 

Литература:

-Сборник учебно-методических материалов «Основы религиозных культур и светской этики», ред. кол.: С.А. Максимова, В.К. Романовский, С.К. Тивикова - Н.Новгород : НИРО, 2012.

- Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007.

- Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.