Возрастная периодизация Эльконина Даниила Борисовича
Возрастной период |
Ведущая деятельность |
На что направлена познавательная деятельность |
Какая сфера психики развивается |
Новообразования возраста |
Младенческий 0-1 год |
Непосредственное эмоциональное общение |
На познание отношений |
Личностная |
Потребность в общении, эмоциональных отношениях |
Раннее детство 1-3 года |
Предметно-манипуляционная деятельность |
На познание предмета |
Познавательные процессы |
Речь и наглядно-действенное мышление |
Дошкольный возраст 3-7 лет |
Ролевая игра |
На познание отношений |
Личностная |
Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст 7-11 лет |
Учение |
Познание начала наук |
Интеллектуально-познавательная |
Произвольность. Внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия |
Подростковый возраст 11-15 лет |
Деятельность общения в процессе обучения, организации трудовой деятельности |
Системы отношений в разных ситуациях |
Личностная |
Стремление к взрослости, самооценке, подчинение нормам коллективной жизни |
Старший школьный возраст 15-17 лет |
Учебно-профессиональная |
Основы профессии |
познавательная |
Мировоззрение, профессиональные интересы |
Пирамида Маслоу
V. Самовыражение
IV. Признание к самоутверждению
III. Принадлежность и причастность
II. Безопасность
- Физиологические потребности
Группы потребностей |
Форма проявления потребностей |
Средства удовлетворения потребностей |
Физиологические |
Желание регулярно и качественно питаться |
Создание легко доступной системы питания |
Безопасность |
Стремление к предотвращению опасных изменений |
Создание системы страхования |
Принадлежность и причастность |
Стремление к установлению дружеских отношений |
Поощрение создания неформальных групп |
Признание и самовыражение |
Желание занимать определенное положение в коллективе |
Присвоение рангов и званий |
Самовыражение |
Стремление к достижению результатов |
Предоставление творческой работы |