Краткая характеристика предподросткового возраста (10-11 лет)
Интеллектуальное развитие
- Конкретно-операционная стадия когнитивного развития;
- Способность к логическим рассуждениям;
- Развитие теоретического мышления (мышление в понятиях);
- Мышление несколько расширилось по направлению от конкретного к возможному, но отправной точкой, все же, должна оставаться реальность. Ребенок испытывает затруднения, когда ему предлагают исходить в своих рассуждениях из какого-либо гипотетического или противоречащего фактам предположения.
Психическое развитие
- К концу младшего школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования, как рефлексия, произвольность, саморегуляция;
- Период кризиса самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок;
- Мотивационный кризис. Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика: недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы, снижению интереса и мотивации к учебе.
Физическое развитие
- Дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят 9-10 часов, хорошо засыпают, легко просыпаются;
- Продолжается развитие костно-мышечной структуры тела. Однако мышцы уже достаточно хорошо развиты. Движения становятся более координированными;
- Продолжается формирование сердечно-сосудистой системы. Частота сердечных сокращений достаточно устойчива;
- Увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание становятся более устойчивыми.
Социальная адаптация
- Кризис самооценки, негативная Я-концепция зачастую влекут за собой плохую социальную адаптацию, негативно отражаются на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (конфликты, агрессивность);
Дружба воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках.
Общие требования к уровню подготовки по разным предметам
Ученик должен уметь в соответствии с программными требованиями по предмету:
- воспроизводить знания;
- применять знания, решать практические и учебные задачи;
- различать, сравнивать;
- приводить примеры.
1. Общеучебные знания, умения и навыки:
- умение ставить цели, осознание учебных задач;
- умение планировать свою учебную деятельность (планировать самостоятельную работу на уроке и дома, выбирать более рациональные пути выполнения работы);
- умение организовать свою учебную деятельность (организовать свое рабочее место в классе и дома, режим работы);
- умение воспринимать информацию, работать с различными источниками информации (чтение, работа с книгой, словарем или справочником, библиографический поиск, слушание речи, запись, управление своим вниманием, наблюдение, запоминание и. т. д);
- умения и навыки мыслительной деятельности (осмысливание и переработка учебного материала, выделение главного, запоминание, построение рассказа, ответа, речи, аргументирование, применение, информации, написание сочинений, решение задач);
- умение оценивать и осмысливать результаты соей деятельности (самоконтроль, анализ результатов, рефлексия).
2. Общие требования к ведению тетрадей:
- писать аккуратно, разборчивым почерком;
- единообразно выполнять надписи на обложке тетради;
- соблюдать поля с внешней стороны;
- указывать дату выполнения работы;
- писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ;
- обозначать номер упражнения (задания), указывать вид выполнения работы; указывать, где ваполняется работа (домашняя или классная);
- соблюдать красную строку;
- выполнять аккуратно подчеркивания, использовать линейку, карандаш;
- при необходимости использовать принятые условные обозначения;
- исправлять ошибки.
3. Требования к устной и письменной речи учащегося:
Учащиеся должны уметь:
- говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;
- отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;
- излагать мысли логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
- правильно и точно пользоваться русским языком для передачи высказывания;
- строить высказывание в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном) в зависимости от цели и ситуации общения;
- отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;
- оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических норм, чисто и аккуратно.